Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей. Памятка для родителей

Осанкой принято называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника. Последних различают четыре в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – шейный и поясничный лордозы; два кзади – грудной и пояснично-копчиковый кифозы. Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов. Физиологические изгибы увеличивают устойчивость и подвижность позвоночника.
Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. Позвоночник новорожденного почти прямой, за исключением крестцово-копчикового кифоза, сформировавшегося на этапе внутриутробного развития ребенка. К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз, к 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз, к 9-10 месяцам – поясничный лордоз. Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет.
Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов.
К сожалению, зачастую родители мало обращают внимание на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только тогда, когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как на нем плохо сидит костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные крики«Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь!» А ведь именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Потому как формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является «архитектором» фигуры своего ребенка.
Позвоночник – это костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего детства и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Возникновению дефектов осанки также способствует несоответствующая росту ребенка мебель. когда ребенок сидит, ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом, а ступни должны полностью касаться пола или подставки. Следите, чтобы ребенок сидел за столом прямо, опираясь на обе руки. Нельзя наклоняться низко над столом;
- расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев;
- не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой, и лучше приучать детей спать на спине;
- проследите за походкой ребенка: не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками.
Чуть пораньше выходите в детский сад, чтобы ребенку не пришлось всю дорогу бежать за папой или мамой, которые часто тянут его за руку, в большинстве случаев за одну и ту же каждое утро. Так может развиться дисбаланс мышечного корсета и нарушение осанки.
Взрослым надо уметь переключать ребенка с одной игры на другую, чтобы работали различные группы мышц и создавали крепкий мышечный корсет. Главным действенным свойством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание уделяется равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положение тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются проверенные временем мероприятия.
1. Изучение и воспитание осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью старших (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодичную мускулатуру).
2. Упражнение в вертикальной плоскости. Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, лопатками и головой. Когда ребенок научится правильно стоять у плоскости, дают различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезны упражнения у плоскости сочетать с одновременным удержанием предметов на голове.
3. Ношение различных предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые с одновременным удержанием на голове различных предметов, установленных на темени ближе ко лбу.
4. Для выработки правильной осанки необходимо воспитывать координацию движений, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии – стойка на одной ноге, ходьба по скамейке, «ласточка».
Укрепляя мыщцы спины нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Таким образом, физические упражнения являются ведущим средством устранения нарушения осанки. В основном применяются только симметричные упражнения, которые способствуют срединному положению линии остистых отростков, выравниванию тонуса мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. При всех видах нарушения осанки используются также общеразвивающие упражнения, которые улучшают кровообращение, дыхание и трофические процессы.
Постепенно усложняющиеся упражнения и обязательное их ежедневное выполнение самостоятельно, без напоминаний сохранять правильную осанку везде и всюду, воспитывают в ребенке определенную твердость характера и настойчивость в достижении цели, укрепляют его волю и решимость.
Гидрокинезотерапия – мощный положительный эмоциональный фактор. Упражнения в воде позволяют решать две задачи: коррекция нарушений осанки из разгрузочного положения позвоночника и закаливание.
Также эффективным методом профилактики и лечения нарушений осанки является массаж. Детям первого года жизни назначают общий массаж, старшим детям – массаж спины, груди, брюшного пресса.
Целесообразно посещение ребенком тренажерного зала. При уменьшенных физиологических изгибах полезен гребной тренажер (академическая гребля, при увеличении физиологических изгибов – велотренажер (тренировка кардиореспираторной системы) с поднятыми (параллельно полу) руками и др.
Не рекомендуется использовать чистые висы в дошкольном возрасте. За чрезмерным вытяжением позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) следует еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение всегда должно сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа. Очень аккуратно следует относиться к прыжкам, подскокам и бегу, особенно в начале курса лечения.
Хотя и существует мнение, что индивидуальная осанка передается по наследству, однако опыт и наблюдение убеждают, что доминирующую роль играют все же воспитание и систематическое воздействие физических упражнений.
Комплекс упражнений для профилактики сколиозов у детей
Упражнение 1.
И. п. – основная стойка. Принять правильное положение у стены (пять точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, голени, пятки, зафиксировать его. Ходьба с правильной осанкой (1 минута)
Упражнение 2.
И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка.
1 –поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад – вдох (2-3 раза).
2 –и. п. – выдох.
Упражнение 3.
И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах.
1 – опираясь на предплечья, прогнуть корпус с грудном отделе – вдох.
2 – вернуться в и. п. – выдох (5-6 раз).
Упражнение 4.
И. п. – лежа на животе, руки на поясе.
1 – прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног - вдох.
2 – и. п. – выдох (5-6 раз).
Упражнение 5.
И. п. – лежа на животе, руки впереди.
1 – поднять правую руку и левую ногу.
2 – и. п.
3 – поднять левую руку и правую ногу.
4 – и. п (6 раз)
Упражнение 6.
И. п. – лежа на правом боку, правая рука вверху, левая вдоль туловища.
1 – поднять левую руку и обе ноги.
2-3 - держим
4 – и. п (6 раз)
Упражнение 7
И. п. – на правом боку, руки вверху в «замке», левая нога на шаг впереди правой
1 – поднять туловище,
2-3 – держим,
4 – и. п.
Упражнение 8
И. п. – то же, левая рука в упоре перед собой
1 – поднять левую руку – вдох,
2 – опустить – выдох
Упражнение 9 – 11
Повторить упражнения 6-8 лежа на левом боку
Упражнение 12
И. п. – лежа на спине, руки вверху
1 – поднять руки, стопы на себя, поясницу прижимаем к полу
2-3 – тянемся вверх
4 – и. п. (6-8 раз)
Упражнение 13
И. п. – то же
1 – поднять обе руки, голову и правую ногу
2-3 – держим
4 – и. п.
5-8 – то же с левой ногой (6-8 раз)
Упражнение 14
И. п. – то же, правая рука на груди, левая на животе
Восстанавливаем дыхание 30 секунд
Упражнение 15
Ходьба с книгой на голове с разным положением рук (1-2 минуты)






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Консультация для родителей « ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ»

Консультация «ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО»