Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей. Памятка для родителей
Осанкой принято
называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он
принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами,
определяющими осанку человека
являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития
мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов
позвоночника. Последних различают четыре в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – шейный и
поясничный лордозы; два кзади – грудной и пояснично-копчиковый кифозы.
Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции
спинного и головного мозга, внутренних органов. Физиологические изгибы
увеличивают устойчивость и подвижность позвоночника.
Начало формирования
физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.
Позвоночник новорожденного почти прямой, за исключением крестцово-копчикового
кифоза, сформировавшегося на этапе внутриутробного развития ребенка. К 3
месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз, к 6 месяцам начинает
формироваться грудной кифоз, к 9-10 месяцам – поясничный лордоз. Формирование
физиологических изгибов продолжается до 7 лет.
Осанка ребенка
является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый
характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов.
К
сожалению, зачастую родители мало
обращают внимание на формирование правильной осанки у
ребенка с раннего детства. И только тогда, когда подросток уже вытянулся, они
вдруг замечают, как на нем плохо сидит костюм, а ноги в новых ботинках шаркают
по земле. Тогда начинаются возмущенные крики: «Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь!» А
ведь именно родители
виноваты в том, что их ребенок (уже
юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом
развитии. Потому как формирование правильной осанки начинается
с младенчества, и поначалу мать является «архитектором» фигуры
своего ребенка.
Позвоночник
– это костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими
эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы
образуют так называемый мышечный корсет. Процесс формирования осанки начинается
с самого раннего детства и происходит на основе физиологических закономерностей
высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных
двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального
двигательного и гигиенического режима.
Возникновению
дефектов осанки также
способствует несоответствующая росту ребенка мебель. когда ребенок сидит, ноги
должны быть согнуты в коленях под прямым углом, а ступни должны полностью
касаться пола или подставки. Следите, чтобы ребенок сидел за столом прямо,
опираясь на обе руки. Нельзя наклоняться низко над столом;
- расстояние от глаз до
поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев;
- не
рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой,
и лучше приучать детей
спать на спине;
-
проследите за походкой ребенка: не следует
широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками.
Чуть
пораньше выходите в детский сад, чтобы ребенку не пришлось всю дорогу бежать за
папой или мамой, которые часто тянут его за руку, в большинстве случаев за одну
и ту же каждое утро. Так может развиться дисбаланс мышечного корсета и нарушение осанки.
Взрослым
надо уметь переключать ребенка с одной игры на другую, чтобы работали различные
группы мышц и создавали крепкий мышечный корсет. Главным действенным
свойством профилактики
дефектов осанки является правильное и своевременно начатое
физическое воспитание, в котором особое внимание уделяется равномерному
развитию и укреплению мышечного аппарата.
Воспитание
ощущений нормальной осанки приобретается
посредством многократного повторения правильного положение тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются
проверенные временем мероприятия.
1.
Изучение и воспитание осанки
с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз
восстанавливает нарушенную
осанку с помощью старших (выпрямить позвоночник, развернуть
плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодичную мускулатуру).
2. Упражнение в вертикальной
плоскости. Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами,
лопатками и головой. Когда ребенок научится правильно стоять у плоскости, дают
различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки,
приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами
и пятками. Очень полезны упражнения у плоскости сочетать с одновременным
удержанием предметов на голове.
3. Ношение различных
предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые с одновременным
удержанием на голове различных предметов, установленных на темени ближе ко лбу.
4.
Для выработки правильной осанки необходимо
воспитывать координацию движений, умение владеть своим телом. Здесь весьма
полезны упражнения в равновесии – стойка на одной ноге, ходьба по
скамейке, «ласточка».
Укрепляя
мыщцы спины нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет
большое значение в поддержании правильной осанки. Таким образом, физические упражнения
являются ведущим средством устранения нарушения осанки. В основном применяются только
симметричные упражнения, которые способствуют срединному положению линии
остистых отростков, выравниванию тонуса мышц правой и левой половины туловища,
соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что
возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на
спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и
нижних конечностей. При всех видах нарушения
осанки используются также общеразвивающие упражнения,
которые улучшают кровообращение, дыхание и трофические процессы.
Постепенно
усложняющиеся упражнения и обязательное их ежедневное выполнение самостоятельно,
без напоминаний сохранять правильную осанку везде и всюду, воспитывают в ребенке
определенную твердость характера и настойчивость в достижении цели, укрепляют
его волю и решимость.
Гидрокинезотерапия
– мощный положительный эмоциональный фактор. Упражнения в воде позволяют решать
две задачи: коррекция нарушений осанки из разгрузочного положения
позвоночника и закаливание.
Также
эффективным методом профилактики
и лечения нарушений осанки является массаж. Детям первого года
жизни назначают общий массаж, старшим детям – массаж спины, груди, брюшного
пресса.
Целесообразно
посещение ребенком тренажерного зала. При уменьшенных физиологических изгибах
полезен гребной тренажер (академическая гребля, при увеличении физиологических
изгибов – велотренажер (тренировка кардиореспираторной
системы) с поднятыми (параллельно полу) руками
и др.
Не
рекомендуется использовать чистые висы в дошкольном возрасте. За чрезмерным
вытяжением позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней
и задней поверхности мышц туловища) следует еще более сильное сокращение мышц,
приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской
практике вытяжение всегда должно сопровождаться длительной разгрузкой
позвоночника в положении лежа. Очень аккуратно следует относиться к прыжкам,
подскокам и бегу, особенно в начале курса лечения.
Хотя
и существует мнение, что индивидуальная осанка передается по наследству, однако опыт
и наблюдение убеждают, что доминирующую роль играют все же воспитание и систематическое
воздействие физических упражнений.
Комплекс
упражнений для профилактики
сколиозов у детей
Упражнение 1.
И.
п. – основная стойка. Принять правильное положение у стены (пять точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, голени,
пятки, зафиксировать его. Ходьба с правильной осанкой (1 минута)
Упражнение 2.
И. п. – стоя, ноги на ширине
плеч, в опущенных руках гимнастическая палка.
1
–поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад – вдох (2-3 раза).
2 –и. п. – выдох.
Упражнение 3.
И. п. – лежа на животе, руки
согнуты в локтевых суставах.
1 – опираясь на предплечья,
прогнуть корпус с грудном отделе – вдох.
2 –
вернуться в и. п. – выдох (5-6 раз).
Упражнение 4.
И. п. – лежа на животе, руки
на поясе.
1 – прогнуться всем корпусом
с одновременным разведением ног - вдох.
2 –
и. п. – выдох (5-6 раз).
Упражнение 5.
И. п. – лежа на животе, руки
впереди.
1 – поднять правую руку и
левую ногу.
2 – и. п.
3 – поднять левую руку и
правую ногу.
4 –
и. п (6 раз)
Упражнение 6.
И. п. – лежа на правом боку,
правая рука вверху, левая вдоль туловища.
1 – поднять левую руку и обе
ноги.
2-3 - держим
4 –
и. п (6 раз)
Упражнение 7
И.
п. – на правом боку, руки вверху в «замке», левая нога
на шаг впереди правой
1 – поднять туловище,
2-3 – держим,
4 – и. п.
Упражнение 8
И. п. – то же, левая рука в
упоре перед собой
1 – поднять левую руку –
вдох,
2 – опустить – выдох
Упражнение 9 – 11
Повторить упражнения 6-8
лежа на левом боку
Упражнение 12
И. п. – лежа на спине, руки
вверху
1 – поднять руки, стопы на
себя, поясницу прижимаем к полу
2-3 – тянемся вверх
4 –
и. п. (6-8 раз)
Упражнение 13
И. п. – то же
1 – поднять обе руки, голову
и правую ногу
2-3 – держим
4 – и. п.
5-8
– то же с левой ногой (6-8 раз)
Упражнение 14
И. п. – то же, правая рука
на груди, левая на животе
Восстанавливаем дыхание 30
секунд
Упражнение 15
Ходьба
с книгой на голове с разным положением рук (1-2 минуты)
Комментарии
Отправить комментарий